Загрузка...
Меню

Как составляется техническое задание

Приводится алгоритм работы по составлению технического задания на разработку сайта. Даются рекомендации с чего начинать и на что обращать внимание при составлении ТЗ.


Далее
Как составляется техническое задание

Техническое задание (сокращенно ТЗ), как и все, начинается от печки. Покажем на примере составления технического задания на разработку интернет-магазина. Печка в интернет-магазине — это товар.

Страница товара

Поэтому первое, что надо, определить что и в каком виде должно быть на странице товара, эта страница еще называется карточка товара - это одна из типовых страниц сайта, т.е. товаров много и они часто разные, но все страницы с товаром выглядят одинаково. Но иногда для разных групп товаров могут быть и 2-3 разных карточки, исходя из специфики товара.

По карточке товара указывается, что на ней должно быть, например:

  • Наименование
  • Фото (или фотогалерея, например, в виде слайдера)
  • Цена с размерностью, например руб за тонну (или что-то другое, за штуку, за м3, или могут быть несколько вариантов)
  • Наличие с перечнем вариантов, какие могут быть, например, в наличии/ожидается/под заказ/еще как-то
  • Артикул
  • Описание – это, как правило, текст
  • Параметры (характеристики товара) — перечень и вид параметра

Выбор количества, как правило, соответствует единице измерения — если цена за тонну, то и считать будет в тоннах, если размерность в штуках - то выбор количества тоже будет в штуках.

Кнопка Купить (если сайт интернет магазин), так же часто используется кнопка Покупка в один клик, может быть. Но нужно понимать, что под кнопками на сайте скрываются определенные функционалы: под кнопкой Купить - это функционал корзины, за которым тянется функционал заказа товаров в корзине, которые при оформлении заказа поступают на почту администратора сайта и в специальный модуль управления заказами в админке сайта; под кнопкой  Купить в один клик - это функционал быстрой покупки, козина при этом не используется и такой заказ поступает только на почту администратора сайта.

Дополнительные функции на странице товара, такие как:

  • похожие товары
  • сопутствующие товары
  • добавить в избранное
  • добавить в сравнение
  • вы уже посмотрели 
  • отзывы
  • рейтинг
  • я видел дешевле
  • перелистывание товаров внутри категории
  • поделиться с друзьями ссылкой

и т.п. как в любом ИМ, но в ТЗ надо обязательно указывать, что должно быть именно на Вашем сайте. Если в ТЗ этого не указывать, то оно и делаться не будет. Нужно исходить из того, что сайт пишется с чистого листа - что заявлено, то и пишется, что не завлено - то это лишняя и не нужная работа.

Также нужно указать, в каком виде это представлять, часто для минимизации и удобства часть информации представляется в виде вкладок, но если все будет аскетично, то и вкладки не нужны.

После этого указывается еще мини-карточка товара — в каком виде товар выводится как анонс на страницу категории (подкатегории, каталога). Разумеется, в анонсах  места мало, и нужно все выводить так чтобы было компактно и самое необходимое:

  • наименование
  • фото
  • цена
  • может что-то из ключевых параметров, или наличие, или еще что-то важное, определять вам
  • кнопки (купить, в 1 клик, подробнее)
  • выбор количества 

а можно и без кнопок, и без наличия, а одна кнопка с переходом на основную страницу товара.

Параметры

Здесь все зависит от того, как вы планируете заполнять товарами свой будущий сайт. Разработчик этого не знает, но заказчик должен знать и уже на этапе заказа определить для разработчика - исходя из количества, специфики параметров, будет ли на сайте фильтр и т.п.

В простейшем варианте это может быть  просто таблица, например, в случае, если фильтр на сайте не предусматривается.

Если будет фильтр, то нужно понимать, что фильтр работает именно по параметрам — поэтому на сайте каждый параметр прописывается отдельно и индивидуально, а при добавлении товара на сайт обязательно нужно указывать значения этих параметров. Если значение параметра у товара не указано — фильтр этот товар не найдет и в результатах фильтрации не выведет.

Так же нужно указывать, какие из параметров нужно выводить в фильтр (совсем не обязательно выводить все, обычно выводят основные, а второстепенные иногда и не заполняются).

Также разные группы товаров могут иметь разные параметры, например, для арматуры - это диаметр, а для листа — толщина.

Поэтому желательно сначала указать общие параметры для всех групп товаров, а потом специфичные параметры для каждой группы. Например, страница товара с параметрами, на странице они названы характеристиками.

А если посмотрите другую группу, то увидите, то что я писал — некоторые совпадают, а некоторые отличаются, особенно по смесям. Так же некоторые параметры могут быть кликабельными, это тоже нужно указать.

Кроме того, есть параметры с повторяющимися значениями у любого товара, как например выше указывал — наличие. В таком случае целесообразно на сайте их прописывать изначально, и тогда администратор сайта в админке не будет каждый раз писать «в наличии», а просто кликать (ставить галочку или точечку) рядом с нужным значением. Это существенно повышает удобство и скорость заполнения товаров.

  • галочка (чекбокс) — это множественный параметр (см. по ссылке, есть параметры с несколькими значениями)
  • точка (радиокнопка) — параметр может принимать только одно значение (например, наличие) 

Структура каталога

Следующий этап — нужно составить структуру каталога, т.е. Перечень категорий и подкатегорий с указанием их названий, например:

Каталог

  1 Категория 1

      1.1 Подкатегория 1

      1.2 Подкатегория 2

      1.3 Подкатегория 3

         ….  и т.д. (здесь написно и т.д. для примера, в ТЗ никаких и т.д. не должно быть)

  2 Категория 2

       2.1 Подкатегория 1

       2.2 Подкатегория 2

       3.3 Подкатегория 3

     …. и т.д.

  3….

Желательно составлять структуру так, чтобы она была однородной по вложенности и по количеству товаров (чтобы не было в одном месте густо, а в другом пусто).

Категория

Дальше определяется, что и в каком виде должно быть на странице категории (подкатегории)

Анонсы товаров (мини-карточки) и в каком виде — колонками (сеткой), как по ссылке выше, и по сколько товаров в колонке, или списком, или и колонками и списком через переключатель отображаемого вида.

Фильтр, если надо, и указать в какой категории (подкатегории) какие параметры выводить в фильтр. Фильтр может настраиваться индивидуально и это можно будет делать администратору сайта в админке, но изначально должно быть определено, иначе если он не будет прописан, то без этого и администратор тоже ничего не сделает. Сортировка, если надо, и по каким критериям. Текстовый раздел (для SEO — текстов) какие-то другие требования.

Категории и подкатегории как правило выглядят одинаково — это страницы с товарами, но могут быть, особенно у категорий, анонсы подкатегорий, SEO-тексты и другие фишки для удобства пользователя и перелинковки для SEO.

Каталог

Если товаров не много, то его тоже можно делать с товарами, как и категории, а если много, то лучше в виде анонсов категорий.

Кроме того, что описано выше и уже упоминалось в товарах, есть ряд функционала для удобства пользователей и повышения функциональности сайта

  • добавить в избранное
  • добавить в сравнение
  • вы уже посмотрели 
  • отзывы
  • рейтинг товара
  • товары со скидкой (старая цена перечеркнута и новая меньше старой)
  • хит продаж (популярные товары)
  • акционные товары
  • спецпредложения

Если что-то из этого нужно, то в ТЗ нужно это указать.

Покупателю

Так же, если с сайта осуществляются продажи, то должен быть раздел для покупателя

  • оплата
  • доставка
  • возврат денег
  • обмен товара 

и т.д. — см. «Правила советской торговли», это не есть вопрос разработки сайта, просто напоминание, чтобы не забыли.

Другие разделы и страницы 

Когда с товарами разобрались, можно переходить к другим разделам и страницам сайта, которые в общем-то ничем не отличаются от любого другого сайта:

  • услуги
  • о компании
  • клиенты
  • производители
  • отзывы
  • контакты
  • статьи
  • новости
  • акции
  • ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
  • фото галереи или фото альбомы
  • видео каталоги

и т.п.

И обязательно указывать, что, где, и как. Например, Услуги может и не быть, может быть одной текстовой страницей, а может целым каталогом с категориями услуг, где каждая услуга сама по себе целый лендинг.

Когда со всеми разделами и страницами закончите — тогда будет понятно, что и в каком виде выводить на главную страницу, самое важное из внутренних страниц сайта.

Из дополнительного функционала для других разделов и сайта в целом так же могут быть

  • обратный звонок
  • различные онлайн-формы заказов, консультаций и прочего

Кроме отдельных разделов и страниц на сайте так же имеется общие разделы, которые характерны для каждой (или большинства) страниц, это

  • шапка сайта - верхняя часть сайта
  • футер сайта - нижняя часть сайта
  • боковая колонка (если будет, а может быть и две. или разные на разных страницах)

По этим разделам в ТЗ так же нужно дать указание, что и в каком виде делать.

Когда весь сайт будет осмыслен и составлено ТЗ, тогда в самый раз подумать, что и в каком виде выводить на главную. На эту страницу, как правило, выводятся анонсы из внутренних страниц сайта, имеющих для посетителей сайта наибольшую важность

  • анонсы каталога товаров
  • товары со скидкой
  • популярные товары
  • рекомендуемые товары
  • новые товары или новики
  • акции
  • новости компании
  • партнеры
  • производители (бренды)
  • клиенты

И в заключение выразить пожелания по цветовой гамме и другие вопросы, которые важно учесть при разработке сайта.

 


Что еще важно знать при заказе собственного сайта

Комментарии (0)

ОтменитьДобавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить», я подтверждаю, что ознакомлен и согласен
с условиями политики конфиденциальности
Пишите, мы на связи!

Вы можете прямо здесь и сейчас заказать сайт
Или получить оперативную консультацию по любому вопросу

Введите число